Преображенское содружество малых православных братств

Прощеное воскресенье

28.02.2012

Слово после литургийного евангелия на вечерне (Мф 6:14-21)

Братья и сестры, христиане!

В этот день, сейчас, с шести часов вечера по древнему календарю, мы совершаем последнее усилие для достойной подготовки к Великому посту. Эта "неделя", т. е. этот воскресный день, называется Прощеное воскресенье. Он же - "день воспоминания Адамова изгнания", что для нас означает воспоминание того, что сделал, соблазнившись, первый человек в раю и что за этим произошло.

Адам получил заповедь от Самого Бога и не сохранил ее. Он ввел грехом своим в искушение весь мир. И как "через одного (первого) человека грех вошел в мир", так через него вошла в мир и смерть - как духовный акт отрыва от Бога, разложения, победы хаоса над Божьим порядком.

И вот, делая этот шаг, последний шаг в направлении Великого поста, мы читаем с вами евангелие и слышим о том, что всем нам следует прощать людям их согрешения. Но ведь и все мы много согрешаем, дорогие братья и сестры. Только духовно неопытный, только духовно слепой человек может думать, что он мало согрешает, что ему не требу­ется никакого особого покаяния.

Все мы много согрешаем, поэтому всем нам требуется прощать друг друга. Ведь каждое наше согрешение, каждый наш грех распрост­раняет свое разрушительное действие не только на нас самих, но и вокруг нас. Нам надо исправлять друг друга, помогать друг другу, и это значит прощать друг друга. Не будет прощения - не будет и милосердия в сердцах наших, а не будет милосердия - не будет и любви, не будет любви - останется наше сердце пусто, без Бога. Но если мы прощаем людям согрешения их, то мы можем надеяться на прощение Бога, ибо тогда в нас тоже будет милосердие и любовь. А где любовь - там Бог. Поэтому и сказано Господом: "Если не будете прощать людям согреше­ния их, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших".

Как понять, что Бог не простит? Только так, думается: Бог не простит того, до кого не достучится, а не достучится до того, чье сердце глухо, пусто, чье сердце окаменело и лишено жизни и милосердия.

Вместе с прощением нам с вами для начала поста нужно иметь сердечную молитву. Да и знать - как поститься. Если мы будем лице­мерно показывать людям то, что мы постимся, то нет в нас истинного христианского поста. Ведь пост может быть как внутренним, так и внеш­ним. Можно соблюдать внешний устав поста, да и нужно, дорогие братья и сестры, стараться это делать, насколько у нас сейчас хватает сил. Но еще более нужно нам с вами соблюдать внутренний устав поста, не быть лицемерами и уметь сохранять тайное в тайне.

Пост нам нужен для того, чтобы обратиться к себе и войти в себя, чтобы снова самым нелицеприятным образом просмотреть свою жизнь: готовы ли мы на духовный подвиг так, как мы сегодня с вами говорили в отношении всех преподобных отцов, память которых праздновали. Го­товы ли мы на этот подвиг? Отдали ли мы Богу всю свою жизнь: духов­ную, душевную, интеллектуальную, чувственную, телесную - всю, всю, всю? Собрали ли мы свою волю, не лежим ли в расслаблении, в лености? Не привязаны ли мы ко всему тому, к чему привязаны в этом мире язычники? Умеем ли мы служить тем даром, какой дает нам Бог? Спо­собны ли мы поделиться своей верой, своим счастьем, тем светом, кото­рым так щедро делится с нами Господь?

Не будем, дорогие братья и сестры, поститься, как лицемеры. Не будем принимать на себя мрачные лица и показывать свой пост пред людьми. А то как иногда бывает? Придешь в чей-нибудь дом во время поста. Дом без христианских традиций, но открытый к слову Любви, к слову Божьему, к молитве. В таком доме, конечно, закон гостеприимст­ва, закон любви всегда должен быть выше внешнего закона. В таком доме, конечно, можно принимать и пищу всякую, которую тебе предла­гают, не устанавливая в нем своих, пусть даже столь дорогих нам цер­ковных правил. А потом слышишь, что кто-то из находящихся в этом доме тебя же и осудил, потому что, оказывается, думал, что христиан­ство есть исполнение правил, исполнение закона, и ждал примера только такого христианства в поведении, не будучи готовым увидеть самого главного, что есть в нашей вере.

И, наконец, еще об одном читали мы сегодня в евангелии: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - говорит Господь. Нам надо собирать с Господом сокровище. Господь нам указал, что это за сокрови­ще. Это - Царство Небесное. А Царство Небесное - это "мир и радость во Святом Духе" при условии праведности нашей жизни.

К сожалению, мы часто забываем о том, что Господь собрал нас, детей Своих, под крылья и ведет в Горний Иерусалим, во Святой Град, в Небесное Царство. И хочет от нас только одного - чтобы собирали с Ним, а не расточали. А нас постоянно отвлекают житейские заботы и суета. Мы не можем сосредоточиться ни на молитве, ни на чем другом из того, что требуется для постоянного следования за Господом.

У нас к тому же все перепутано. Когда надо делать одно, мы делаем другое, когда надо делать это другое, мы делаем то первое и думаем, что делаем все, как следует. Но мы же знаем, дорогие братья и сестры, что все должно быть в свое время и на своем месте. Нельзя устраивать такую кашу из духовной жизни. Так же, как нельзя истинно верующему чело­веку просто собирать со всех сторон понемножку и при этом думать, что он обретает все. Надо сначала обрести главное, и тогда соберешь отовсю­ду то, чего еще не хватает. Также нам нельзя поддаваться хаосу, кото­рый постоянно стремится овладеть нами, пользуясь нашей слабостью, расслабленностью, нашей леностью.

И если мы с вами, дорогие братья и сестры, надеемся получить духовную пользу от поста, если мы хотим воистину быть прощенными Богом и одаренными Им в высшей степени, тогда услышим Его святое Евангелие.

Аминь.

 

"Православная община" № 12, 1992 год.


HTML код для сайта или блога: record:tx_news_domain_model_news:3661
Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: